МНЕ СНИЗУ СЛЫШНО ВСЕ, ТЫ ТАК И ЗНАЙ!
Этот материал адресован любознательным лентяям — тем, кто хочет слушать радиопереговоры летчиков, но никак не решится на первый шаг к новому увлечению. Ваш случай? Тогда постарайтесь осилить этот текст: речь пойдет об азах радиомониторинга авиационного диапазона.
Прежде всего, успокойте родных и близких. В прослушивании радиопереговоров летчиков нет ничего противозаконного и даже круглосуточно «грея уши» у радиоприемника, вы не узнаете ничьих тайн и не станете носителем государственных секретов. В воздухе идет обычный, зачастую рутинный радиообмен, помогающий наладить, упорядочить и обезопасить движение в небе, а разговаривают летчики на участке УКВ-диапазона в полосе 118-136 МГц, с использованием амплитудной модуляции (АМ) и номиналов частот, установленных с шагом 25 кГц — так принято в России. Аппаратуру, с помощью которой эти переговоры можно услышать, предлагаю условно разделить на несколько классов.
Широкополосный приемник
Он же communications reciever. Он же wide band reciever. Он же, если угодно, сканер. Устройства этого класса позволяют принимать сигналы в очень широкой (от сотен Гц до тысяч МГц) полосе и по конструктивному исполнению бывают портативными (размером с пачку сигарет), стационарными и изготовленными в автомобильном форм-факторе. Как правило, широкополосные приемники стабильно работают с внешними антеннами, обладают высокой чувствительностью и самое главное, предоставляют оператору широчайшие поисковые возможности. Современный wide band reciever очень быстро сканирует заданный участок диапазона, запоминает «активные» частоты, позволяет группировать их в тематические банки и строить эффективные алгоритмы поиска сигналов — в том числе и с помощью так называемой динамической памяти. Какой приемник выбрать? Ответу на этот вопрос посвящен не один десяток страниц на Форуме, так что однозначных рекомендаций нет. В любом случае, вы не будете разочарованы, если отдадите предпочтение признанной марке: Icom, AOR, Yaesu или Uniden. Единственное, что несколько снижает потребительскую привлекательность такой аппаратуры (по крайней мере, в России), это позиция Федеральной службы безопасности РФ, сотрудники которой почему-то решили, что приобретение широкополосных приемников с ними надо согласовывать. Как быть? При желании, можно найти лояльную фирму, готовую продать аппарат в обход надзорной системы ФСБ. Можно купить приемник через интернет или за границей. А можно сходить в местный Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны и получить пресловутое «разрешение на покупку» (в кавычки взял специально, потому что бумажка, которую там выдают, разрешением не является — у документа без названия и печати вообще весьма расплывчатый статус). Пойти официальным путем рекомендую тем, кто планирует брать приемник в поездки и на массовые мероприятия: письмо на бланке ФСБ, подтверждающее легальность аппаратуры, может существенно упростить общение с любопытными сотрудниками милиции и служб безопасности.
Любительская радиостанция с расширенным приемом
Многие портативные радиостанции, предназначенные для работы в любительских диапазонах, имеют приемники с расширенным диапазоном, позволяя прослушивать соседние частоты, в частности — авиационные. Купив подобный трансивер, вы убиваете сразу двух зайцев, получая в свои руки средство связи и вполне качественный авиационный приемник. По скорости сканирования и поисковым возможностям эта аппаратура не такая продвинутая, как «сканеры», однако для непрофессионального мониторинга ее возможностей более чем достаточно. Обращаю внимание, что любительские радиостанции находятся в свободной продаже, однако требуют регистрации с присвоением позывного. То есть, для их легального использования придется стать радиолюбителем.
Бытовой приемник
Некоторые бытовые приемники (например, Grundig или Eton) тоже позволяют прослушивать авиаэфир — участок 118-136 МГц в них открыт в виде отдельного диапазона. Надо лишь быть готовым к тому, что в городских условиях авиаприему на бытовую аппаратуру могут мешать паразитные сигналы широковещательных станций. Еще один негативный момент связан с отсутствием шумоподавителя и скромными возможности по сортировке и работе с запрограммированными частотами.
Авиационная радиостанция
Если вы не имеете отношения к авиации и не являетесь аттестованным пилотом, то связываться с покупкой радиостанции авиационного диапазона я бы не рекомендовал. Во-первых, такая аппаратура довольно дорогая (за ту же сумму можно купить хороший широкополосный приемник, который, к слову, позволит слушать не только авиадиапазон). Во-вторых, вам не удастся ее зарегистрировать. И, в третьих, авиационая радиостанция может оказаться той самой палкой, которая иногда стреляет. К слову, «выстрел» в эфир на авиадиапазоне, в отдельных случаях, может быть квалифицирован не только по административной, но и по уголовной статье.
Сделай сам
При наличии базовых знаний в радиотехнике и навыков обращения с паяльником приемник авиационного диапазона можно сделать самому. В качестве донорской платформы обычно используется дешевая УКВ-аппаратура китайского производства, которую перенастраивают на более высокие частоты. Обсуждать потребительские качества таких мутантов большого смысле не вижу, потому что результат переделки сильно зависит от исходной схемотехники, кривизны рук мастера и элементарной удачи.
ОБ АНТЕННАХ И АКСЕССУАРАХ
Ни один, пусть даже очень дорогой приемник авиационного диапазона, не будет нормально работать без внешней (диапазонной или широкополосной) антенны — это аксиома. Такую антенну можно купить или сделать самому: раз, два, три. Еще, вашему приемнику может понадобиться защита от статического электричества и полосовой фильтр, отсекающий помехи. Как следует монтировать антенное хозяйство, читайте на Форуме, а общее же правило таково. Лучше в УКВ-диапазоне будет работать тот приемник, антенна которого настроена в резонанс, расположена максимально высоко над уровнем земли вдали от экранов и источников электромагнитных помех и запитана кабелем с минимальными потерями сигнала.
АВИАЦИОННЫЙ РАЗГОВОРНИК
Каждое воздушное судно, вне зависимости от типа и ведомственной принадлежности, имеет свой позывной. В малой авиации позывным является бортовой номер самолета или вертолета (к примеру, 04244). В гражданской — тандем из названия (индекса) авиакомпании и номера рейса (например, Аэрофлот-123 или Ютэйр-456). Система идентификации у военных несколько сложнее. Один и тот же борт может работать в эфире личным (цифровым) позывным своего командира, бортовым номером воздушного судна или номером рейса, на манер гражданских судов — все зависит от того, какую именно задачу выполняет экипаж. Есть своя система позывных и в авиации МВД и ФСБ.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Расстояние, на котором можно услышать радиообмен воздушных судов, зависит от целого ряда факторов, но принцип таков: чем выше летит самолет, тем лучше его слышно. И если вокруг вас нет препятствий, то радиообмен на верхних эшелонах (9000-11000 метров) вы гарантированно сможете принять за 350-400 км — разумеется, на хороший приемник и эффективную внешнюю антенну.
А вот службы управления воздушным движением (диспетчеров и руководителей полетов) слышно значительно хуже или не слышно вовсе, потому что их радиостанции расположены на земле. Вдобавок, при сопровождении одного и того же борта диспетчерский узел может использовать передатчики, установленные в разных местах, что тоже сбивает с толку.
Эфир пуст? Не торопитесь опускать руки. Радиомониторинг сродни медитации и не терпит кавалерийских наскоков. Настройте аппаратуру, привяжитесь к авиационной инфраструктуре своего района и имейте в виду, что стараниями участников на сайте собрано большое количество справочных материалов, помогающих анализировать текущую обстановку в воздушном пространстве. Это радионавигационные карты (на них нанесены авиатрассы и ПОДы — пункты обязательного донесения, о проходе которых пилоты сообщают диспетчерам), база аэродромов и интерактивная таблица частот с возможностью сортировки информации по региональному признаку. В общем, единственное, что требуется лично от вас, это иметь уши. Удачного мониторинга! И не забывайте делиться результатами своих наблюдений в эфире.