Из истории цветного телевидения
В 1955 году расположенный в Ленинграде Всесоюзный НИИ
телевидения (ВНИИТ) принял решение разработать экспериментальный
образец телевизионного комплекса по системе, аналогичной только что
принятой в США системе NTSC (естественно, измененной под принятый
в СССР стандарт ТВ вещания). Лабораторные образцы аналогичных
комплексов, правда, в значительно меньшем объеме начали
разрабатывать и кафедра телевидения Ленинградского
электротехнического института связи (ЛЭИС), возглавляемая Павлом
Васильевичем Шмаковым, и лаборатория телевидения НИИ радио
(в Москве), возглавляемая Сергеем Васильевичем. Новаковским.
Системы была названа ОСКМ – одновременная совместимая, с
квадратурной модуляцией. Переработка американской системы NTSC
на принятый в СССР телевизионный стандарт могла дать заметное
улучшение качества изображения, так как в советском стандарте было на
100 строк в кадре больше, и для телевизионного сигнала в эфире был
выделен самый широкий частотный канал - 8 МГц (в США - 6 МГц, в
Европе - 7 МГц). В США разнос частот между несущими видео и звука
составлял всего 4,5 МГц, что оставляло для видеосигнала полосу лишь
4,2 МГц. Чтобы разместить в этой полосе еще два сигнала цветности,
один из них им пришлось сделать узкополосным - 0,6 МГц, а второй
передавать с частично подавленной боковой полосой.
В нашем стандарте разнос несущих составлял 6,5 МГц, что позволяло
передавать оба сигнала цветности в широкой полосе 1,3 МГц и
отказаться от подавления боковой полосы. Поэтому мы, сотрудники
ВНИИТа, вполне обоснованно рассчитывали, что вскоре начнем вещание
цветного ТВ по системе с наивысшим в мире качеством. В соответствии
со всеми планами дело уверенно шло к этому.
К сожалению, работы во ВНИИТе велись очень малыми силами -
собственно цветным телевидением занималась лишь одна лаборатория,
человек тридцать. Помню, как на одном из производственных совещаний
молодой кандидат наук И.И. Цуккерман (впоследствии известный
профессор и один из зачинателей цифрового ТВ) уподобил наши попытки
угнаться за Америкой, где систему NTSC создавали 33 фирмы, известному
соревнованию Людоедки Эллочки с миллиардершей Вандербильт.
И еще много лет направление цветного вещательного ТВ не
расширялось - наш директор был энтузиастом космических и других
прикладных применений телевидения, и именно эти направления активно
и успешно развивал ВНИИТ.
Правда, на базе сильного института с развитыми конструкторским и
специализированными отделами и опытным заводом даже наша небольшая
лаборатория смогла достичь многого. Уже через два года, к лету 1956 г,
был создан экспериментальный образец аппаратной цветного ТВ по системе
ОСКМ, пока еще без студийной камеры, которая не была закончена
разработкой. Источниками сигналов служили диапроектор, эпипроектор и
кинопроектор на бегущем луче. Мониторы (на американских масочных
трубках) разработал Лев Александрович Новиков, кинопроектор вел Антон
Никитич Киселев, декодирующее устройство делал Семен Абрамович
Шерман, блок восстановления поднесущей для приемника - Всеволод
Федорович Воробьев, кодирующим устройством занимался я (тогда м.н.с.
и аспирант-заочник). Всю колориметрию вела Вера Михайловна
Зусманович, общими схемами комплекса занималась Нина Николаевна
Волкова, а руководил всей работой профессор Виктор Леонидович
Крейцер. Начальниками лаборатории цветного телевидения были в то
время Виктор Иванович Балетов, а затем Игорь Николаевич Денисенко.
Первую трехтрубочную камеру (лабораторный образец) разработали в
Москве, в лаборатории Новаковского инженеры Вячеслав Андреевич
Петропавловский и Яков Борисович Розвал, а камерный канал для нее
сделала у нас во ВНИИТе Инна Александровна Воробьева.
В процессе работы отношение к системе ОСКМ - NTSC существенно
изменилось. Ее сложность понемногу поддавалась освоению, и
становились ясными совершенство и красота технических решений.
Тогда вошла в моду теория информации, и расчеты ее методами (одна
из моих статей) показали, что в этой системе была достигнута наиболее
эффективная передача информации в сравнении со всеми другими
предлагавшимися способами. Забегая вперед, надо сказать, что из трех
принятых затем в мире систем цветного телевидения NTSC оказалась
самой простой.
В июне 1956 г. наша опытная аппаратная еще не была как следует
отработана, когда поступила внезапная команда - демонтировать ее и
перевезти в Москву, прямо в Кремль, для демонстрации руководству
страны. Министерство связи предоставило почтовый вагон, и мы
полностью загрузили его ящиками с аппаратурой - дюжиной стоек с
блоками, мониторами, кабелями, приборами. В пассажирском купе
вагона расположилась наша группа сопровождавших во главе с
помощником Крейцера к.т.н. Михаилом Эмильевичем Госом. Все было
сделано оперативно - вчера вывезли из института и погрузили, сегодня
разгрузили и завезли на место, в Кремль. Остальная бригада приехала
следом, и уже через неделю комплекс был смонтирован и включен в
здании Президиума Верховного Совета СССР, в гигантском фойе
Свердловского зала, и инженеры принялись тщательно "выруливать"
свои блоки, добиваясь хорошего качества изображения.
Из членов политбюро нас удостоили посещением В.М. Молотов,
К.Е. Ворошилов и М.Г.Первухин, который на меня лично произвел
самое положительное впечатление. С ними были заместители
предсовмина М.В. Хруничев и И.Ф. Тевосян и другие руководители
промышленности, а пояснения давали наш министр Валерий
Дмитриевич Калмыков, его заместитель Александр Иванович Шокин
и руководитель наших работ профессор Крейцер. Помню, как Шокин
с энтузиазмом демонстрировал В.М.Молотову диковинные цветные
cтекла, полностью менявшие свой цвет при повороте, -- это были
цветоделительные зеркала для передающих камер (их производство
предстояло налаживать оборонной промышленности, в которую
входила вся оптическая отрасль). Был поднят вопрос и о
производстве масок для цветных кинескопов - тонких листов из особой
стали с сотнями отверстий на квадратный сантиметр. "Ничего, - сказал
на это Тевосян, - когда разрабатывали атомную бомбу, мы для
центрифуг еще и не такие делали, освоим".
Еще несколько дней мы проводили показы для работников
Совмина и Госплана СССР. Это нелегкое испытание мы выдержали,
аппаратура ни разу не подвела. Да и работа эта была благодарная -
контраст студийных цветных изображений с привычным тогда
качеством домашнего черно-белого телевидения был поразительным.
Помню непосредственную реакцию К.Е.Ворошилова: "Ах, какое
отличное изображение! А у меня все скачет, все скачет!".
В целом, демонстрация прошла успешно, и по ее итогам было
предложено срочно готовить Постановление Совета Министров СССР
о развитии в стране цветного телевидения по одновременной системе.
При централизованной государственной экономике, чтобы освоить
цветное ТВ, как и любое другое крупное новшество, требовалось
привлечь множество различных отраслей промышленности, что мог
сделать только Совмин.
Вернувшись в Ленинград, мы продолжили работы. Через год, когда
в СССР состоялось заседание главной международной организации
по телевидению - 11-й Исследовательской комиссии МККР
(Международного консультативного комитета по радио) мы смогли у
себя дома показать этой комиссии весь действующий комплекс
системы NTSC. Кстати сказать, это было первое и единственное
посещение ВНИИТа иностранцами, (если не считать немецких
специалистов, работавших по принудительному, хотя и очень хорошо
оплачиваемому контракту в 1947-1950 гг.).
Теперь в нашем комплексе были уже и передающие камеры,
разработанные под руководством Виктора Ивановича Балетова.
Качество изображений было отличное. На следующий день после
иностранцев были приглашены соседи нашего института -
командование Военной академии связи им. С.М. Буденного.
Один дотошный генерал попросил развернуть передающую камеру
к окну и показать что-нибудь живое. Поставили турель камеры на
самый длинный объектив, и когда все увидели, как взятая крупным
планом колышется зеленая листва на деревьях парка, раздалось общее
"ах!". "Вот теперь я вижу, что все это настоящее, а то с этими
куколками (мы показывали кукол) вы могли камеры как-то специально
подстроить", - объяснил этот генерал.
Работы развертывались, вышло упомянутое Постановление
Совмина, и потом с годами выходило еще не одно. Процесс разработки
и промышленного освоения всего комплекса аппаратуры цветного ТВ
оказался весьма длительным. Поставленные цели были достигнуты
лишь через несколько лет, когда удалось разработать (почти целиком
на отечественных компонентах) ТВ-аппаратуру второго поколения,
почти целиком транзисторную, то есть на порядок более надежную и
стабильную.